Очевидно, что нельзя оставаться продуктивным, если ты берешь на себя слишком много. Мы живем в очень динамичном мире, задачи поступают отовсюду — лично, по телефону, интернету, электронной почте и так далее. Чтобы остаться продуктивным и справиться со стрессом, современному человеку нужно уметь говорить «нет». У многих с этим проблемы.
Почему же так сложно сказать другому «нет»? Мы все понимаем, что говоря другому человеку «нет», мы можем его огорчить, разозлить, испортить или навсегда разорвать с ним отношения. Но уметь говорить «нет» необходимо.
Несколько советов, как научиться вовремя говорить «нет»:
— Цените свое время. Кто, как не вы, знаете свой распорядок дня и свои возможности. Помните, насколько ценно ваше время, и в тот момент, когда кто-то вас попросит об одолжении, объясните ему, что на данный момент у вас нет возможности помочь или просто уделить время.
— Тщательно расставляйте приоритеты. Даже если у вас есть свободное время (что навряд ли), любая новая задача обязательно его у вас отберет. Новые просьбы и новые задачи означают, что вы проведете меньше времени с семьей или занимаясь тем, что нравится именно вам.
— Тренируйтесь. Тренируйтесь говорить «нет». Как говорится, все приходит с опытом. Со временем вам будет гораздо проще отказывать другим людям. И если сначала они могут настаивать и пытаться уговорить вас, нужно мягко и последовательно говорить им «нет» и доносить до них свою позицию. Рано или поздно они обязательно вас поймут.
— Не извиняйтесь. Часто мы говорим что-то вроде «Извини, но я не смогу», думая, что так наш отказ прозвучит вежливее. Конечно, вежливость – это важно, но с извинениями ваш отказ звучит неувереннее. Нужно быть твердым, уважая свое личное время.
— Не пытайтесь оставаться милыми. Опять же, вежливость важна, но вспомните сколько раз, вы соглашались на что-то, что было вам неудобно или неприятно. Пока вы будете продолжать себя так вести, люди продолжат воровать ваше время или ваши деньги.
— Иногда «нет» важно говорить и своему начальнику. Часто мы чувствуем, что обязаны брать на себя все, что требует начальник, мы не можем сказать ему «нет» — он ведь наш босс, верно? Нам кажется, если мы говорим “нет”, то мы выглядим, как будто можем не справиться с работой. Но на самом деле, происходит все наоборот — как раз начальнику и следует объяснить, что если вы возьмете на себя еще какие-то задачи, то можете сорвать исполнение остальных. Однако если начальник продолжает настаивать, попробуйте предложить ему ознакомиться со списком своих рабочих задач и расставить приоритеты.
— Попробуйте отложить. Часто вместо того, чтобы с порога говорить другому «нет», есть смысл попросить его дать вам время подумать. Действительно может быть через какое-то время, вы пересмотрите свое решение и найдете свободное время для этой просьбы.
Цените себя и свое время!